Проект «Черный лебедь» и «пираты XXI века» история о сокровищах стоимостью $500 миллионов
Share This Article
Мы привыкли воспринимать охоту за сокровищами как занятие, наполненное авантюрной романтикой, приключения джентльменов удачи, воспетые в кино, литературе и на телевидении. Между тем к XXI веку поиск потерянных при тех или иных обстоятельствах ценностей превратился в достаточно высокотехнологичный бизнес. В мае 2007 года из Гибралтара в США вылетел чартерный рейс, на борту которого находилось 17 тонн серебра — больше полумиллиона монет, отчеканенных в Южной Америке в начале XIX века. Впоследствии выяснилось, что это был груз, который перевозил фрегат «Нуэстра-Сеньора-де-лас-Мерседес», затонувший в 1804 году у берегов Португалии. Onliner.by рассказывает о последнем плавании легендарного «Серебряного флота» Испании, закате великой империи и о том, как «пираты XXI века» умудрились в обстановке полной секретности поднять на поверхность клад стоимостью в полмиллиарда долларов.
Сначала была война
В конце XVIII века в Европу пришли грандиозные потрясения. Для начала многие жители Франции решили, что свобода, равенство и братство им милее монархии. За революцией 1789 года последовали два десятилетия сплошных войн, в которых Франция и возникшие благодаря успехам ее армии республики-сателлиты сражались против остального континента.
Где-то на периферии всей этой великой смуты прозябала Испания. К тому времени некогда блестящая империя, над территорией которой не заходило солнце (возможно, самое могущественное государство своей эпохи), из сверхдержавы превратилась в увядающую страну, лучшую иллюстрацию подзабытого тезиса о бессмысленной утрате полимеров. Практически всех своих европейских владений Испания уже лишилась, но все же пока сохраняла контроль над главным активом — обширными колониальными территориями в Центральной и Южной Америках.
Для Испании американские колонии были всем. С XVI века страна беспощадно эксплуатировала их природные ресурсы, каждый год отправляя в метрополию «Серебряный флот». Десятки галеонов столетиями доставляли в Севилью баснословные богатства: драгоценные металлы, изумруды, табак, пряности — все то, что позволяло Габсбургской империи вести беззаботное существование. К 1800-м годам этот поток уже истощился, но все же 9 августа 1804 года, как обычно на излете лета, из Монтевидео (нынешней столицы Уругвая) в направлении Кадиса отправилась очередная эскадра. О десятках кораблей там речи уже не шло. Флотилию составляли всего четыре фрегата: «Медея», «Фама», «Санта-Клара» и «Нуэстра-Сеньора-де-лас-Мерседес».
Тем не менее на их бортах находилось больше четырех миллионов свежеотчеканенных на колониальных монетных дворах серебряных испанских долларов, 150 000 золотых слитков, 75 мешков шерсти, 1666 болванок олова, 571 медная чушка, тюленьи кожи и жир.
На первый взгляд эскадре ничего не угрожало. Дряхлеющая Испания в это время уже была союзником революционной Франции, но их война с Англией, которая наносила разрушительный удар испанской экономике (прежде всего из-за блокады англичанами торговых путей с американскими колониями), вроде бы закончилась еще в 1802 году Амьенским миром. Проблема была в том, что мир на самом деле был лишь перемирием. Все стороны, его заключившие, прекрасно это понимали, им просто была нужна передышка, которая рано или поздно закончилась бы возобновлением боевых действий. Вопрос был лишь в том, какая страна нанесет первый удар.
В союзном договоре между Испанией и Францией существовал секретный протокол, согласно которому Испания обязалась выплачивать Наполеону 72 миллиона франков за каждый год мира с британцами. Тем самым свежеиспеченный французский император стимулировал скорейшее вступление Испании в войну. Великобритания знала об этом условии и предполагала, что Мадрид возобновит боевые действия сразу после прихода «Серебряного флота» в Кадис. Англичанам была известна и дата выхода испанских фрегатов из Монтевидео. 22 сентября 1804 года вице-адмирал лорд Коллингвуд отдал приказ эскадре из четырех кораблей во главе с капитаном Грэмом Муром на 44-пушечном HMS Indefatigable выйти на перехват испанцев. В адмиралтействе полагали, что захватив американские сокровища, они лишат противника средств к ведению войны.
Битва у мыса Санта-Мария
На рассвете 5 октября 1804 года британские корабли, патрулировавшие подходы к Кадису, заметили «Серебряный флот». Капитан Мур отправил к его командующему дону Хосе де Бустаманте-и-Герра офицера-парламентера, предъявившего испанцам ультиматум с требованием немедленной сдачи в плен. Благородный дон, разумеется, был шокирован британскими запросами: между странами был заключен действующий мир, а о существовавшей за ним геополитической подоплеке испанский капитан, конечно, не подозревал. Сдаваться набитая сокровищами эскадра отказалась, и в 10 утра Мур приказал дать предупредительный выстрел поверх мачт фрегата «Медея», флагмана противника. Тот ответил. Так, вероломно и без объявления войны возобновились боевые действия между Британией и Испанией.
Перестрелка продолжалась всего 10 минут. Очередной случайный выстрел HMS Indefatigable в один не слишком прекрасный момент повредил пороховой погреб фрегата «Нуэстра-Сеньора-де-лас-Мерседес». В результате мощного взрыва несчастная «Дева Мария Милосердия» пошла на дно вместе с 200 членами своей команды. Спаслось лишь 40 моряков.
Оставшиеся в живых три испанских фрегата еще некоторое время сопротивлялись, но в конечном итоге были вынуждены сдаться британцам. Вместе с ними эскадра капитана Мура захватила и остатки перевозимого из Монтевидео груза. Больше миллиона серебряных долларов, половина меди и четверть всего олова отправились вместе с «Нуэстра-Сеньора-де-лас-Мерседес» на морское дно в 50 километрах от побережья Португалии у мыса Санта-Мария.
В Мадриде пока не подозревали, что гибель этого фрегата ознаменовала собой наступление для страны совсем другой эпохи. Спустя год после сражения у мыса Санта-Мария состоялась знаменитая Трафальгарская битва, в которой флот адмирала Нельсона, не потеряв ни одного корабля, разгромил объединенные франко-испанские силы. В 1808 году Наполеон посадил на испанский трон своего брата Жозефа, страна оказалась фактически оккупирована французской армией. В данных обстоятельствах и с учетом потери флота связи метрополии с американскими колониями были фактически потеряны на несколько лет. Это стало благодатной почвой для начала за океаном движения за независимость от Испании. К 1830-м годам страна окончательно потеряла свои американские владения, а на карте мира появилось сразу несколько новых независимых государств.
Эскадра, в которую входила «Нуэстра-Сеньора-де-лас-Мерседес», стала последней экспедицией легендарного «Серебряного флота», а взрыв фрегата считается символом крушения империи, когда-то бывшей богатейшим государством планеты.
«Черный лебедь»
12 мая 2007 года из аэропорта Гибралтара взлетел грузовой самолет. Его целью была Флорида, штаб-квартира компании Odyssey Marine Exploration под Тампой. На борту находились пластиковые контейнеры с 17 тоннами серебра в монетах. Происхождение груза некоторое время оставалось загадкой: представители компании отказывались сообщать, где монеты были обнаружены. Вскоре в СМИ стали распространяться упорные слухи, что речь идет об обнаружении Merchant Royal, торгового судна, затонувшего у Лендс-Энда, мыса на юго-западе Великобритании, с грузом в 100 тысяч фунтов золота, 400 слитков серебра и 500 тысяч испанских долларов.
Как оказалось позже, это была дезинформация. Компания Odyssey Marine Exploration не хотела раньше времени привлекать внимание к своей настоящей находке — последнему фрегату «Серебряного флота», то есть взорвавшейся из-за английского вероломства «Нуэстра-Сеньора-де-лас-Мерседес».
У Odyssey Marine Exploration к этому моменту уже была определенная репутация: достаточно известная организация занималась «подводной археологией». На практике это означало «охоту за сокровищами», в которой компания была далеко не одинока. В 1994 году, когда она была образована, у всех на памяти еще был потрясающий успех группы американского дайвера Мэла Фишера, которая в 1985-м, после многолетних поисков, нашла у побережья Флориды испанский галеон «Нуэстра-Сеньора-де-Аточа», на борту которого находилось ценностей на $1 миллиард. Основатели Odyssey Marine Exploration решили поставить подобные исследования на широкую ногу с помощью сторонних инвестиций. Они даже вышли на биржу, а на привлеченные средства купили крупный исследовательский корабль, получивший название Odyssey Explorer, и самое современное на то время оборудование, позволявшее вести масштабные поиски на дне моря.
В 2003 году Odyssey Marine Exploration ждал первый крупный успех. В 160 километрах от побережья штата Джорджия был обнаружен затонувший в 1865 году пароход Republic, перевозивший груз золотых монет. Треть из них удалось поднять на поверхность, оценочная стоимость клада составила $75 миллионов. Дальше компания принялась искать тот самый Merchant Royal и другой британский корабль HMS Sussex, 80-пушечный гигант, погибший в 1694 году в районе Гибралтара во время шторма вместе с 10 тоннами золотых монет на борту. Представители Odyssey Marine Exploration даже подписали с британским правительством соглашение о разделе возможной добычи.
В 2005 году компания объявила об обнаружении HMS Sussex, и в этот момент в дело вмешались испанцы. Потребовав назначения в экспедицию своего археолога, который должен был проконтролировать, что найден действительно британский линейный корабль, а не какое-либо испанское судно, они фактически остановили работу. Чтобы не сидеть без дела, в 2006-м сотрудники Odyssey Marine Exploration переключились на проект «Черный лебедь».
Под этим кодовым названием были зашифрованы поиски «Нуэстра-Сеньора-де-лас-Мерседес». Проведя тщательную работу в архивах, представители компании смогли быстро и точно установить место катастрофы, но поразительнее всего было другое. Пока внимание испанских властей было отвлечено историей с «Сассексом», американские «охотники за сокровищами» умудрились у них под носом найти и поднять на поверхность более 500 тысяч серебряных долларов (примерно половину всего груза погибшего в 1804-м фрегата) — 17 тонн драгоценного металла, оцененного в $500 миллионов.
Судебные тяжбы между Испанией и Odyssey Marine Exploration продолжались следующие пять лет, и в конце концов американцы проиграли. Суд постановил, что сокровища испанского фрегата должны вернуться на родину. 24 февраля 2012 года бронированные грузовики перевезли все тот же 551 пластиковый контейнер с монетами в аэропорт Тампы, откуда два испанских военных самолета C130 Hercules доставили их в Мадрид.
Справедливость в этот раз восторжествовала. Полмиллиона серебряных монет, так и не попавших в оборот, и другие находки с борта «Нуэстра-Сеньора-де-лас-Мерседес» сейчас экспонируются сразу в нескольких испанских музеях и на временных выставках, рассказывающих о последнем корабле «Серебряного флота», с которым бесславно закончилась славная эпоха в истории бывшей сверхдержавы.