Тайны, загадки и заржавелые сундуки, полные золота. Где искать клад на Гродненщине (Беларусь)
Share This Article
Тайны, загадки и заржавелые сундуки, полные золота, всегда находили отклик в человеческих душах. Какие клады прячет земля Гродненщины, где наши предки хранили крупные сбережения и как расколдовать предполагаемое место сокровищ, узнавал корреспондент журнала «Гродно».
Денежные «посевы»
– По своей сути клад – это деньги, которые были отложены для определённых целей. До середины прошлого тысячелетия нашим крестьянам серебро и золото были ни к чему: если вдруг обычный селянин в чём-то нуждался, он шёл к соседу с одним или двумя мешками зерна. Но в Европе в середине XVI века уже шёл обмен на деньги. Когда в Испании нашли залежи серебра, их сразу же перевезли на наш континент. Произошла «революция цен». Серебро было дешёвым, поэтому европейцы платили им за зерно купцам из Великого княжества Литовского, – рассказывает председатель Белорусского нумизматического общества и народного клуба коллекционеров «Скарабей» Виктор КАКАРЕКО.
Активизировались международная торговля и денежный оборот. Тогда же возник вопрос: где спрятать заработанные деньги? Банковских хранилищ с тремя видами защиты тогда ещё не изобрели, да и хранилища были только для зерна. Что же придумал изобретательный народ XVI века? Деньги для сохранности закапывали в земле.
Около дорог и в населённых пунктах появляется такое заведение, как корчма, или постоялый двор. Владелец сдавал заведения в аренду, а процент откладывал. Деньги собирали и прятали до дня оплаты. Опять же место для денежных «посевов» одно – в плодородной почве. В то время закапывали совершенно всё, ещё не зная, какие гонки за этими сокровищами начнутся через несколько веков…
– Ещё один вид кладов был связан с еврейской общиной. По заведёным понятиям еврей должен помогать менее состоятельному еврею, – рассказывает Виктор Иванович. – У них есть для этого специальное понятие – цдака, то есть обязательное отложение денег на нужды бедных. Когда еврей обращался к Богу с какой-то просьбой, он бросал любую монету в специальную копилку, чтобы быть услышанным. Почему копилка? Да потому, что кружка или другая ёмкость были слишком открыты и вернуть пожертвованные деньги себе в карман было проще простого, ссылаясь на банальные «трудные времена».
Всего существовало три формы копилки: «луковица», шар, «булочка». Форма зависела от праздника, к которому собирались деньги: Пасха (Песах – иудейский праздник в память Исхода из Египта), свадьба или Рос ха-Шана – еврейский Новый год. Пасха ассоциировалась со слезами, муками, поэтому «луковица». Для Нового года выбиралась праздничная хала «булочка». И только намного позже копилки стали делать в виде свиньи. Тот, кто выходил из кагала (еврейского органа общинного управления), таким образом показывал свою непричастность к прошлому, ведь у евреев свинья считалась грязным животным.
Обычно копилка вмещала 100 – 200 монет. Разноформенные ёмкости с монетами отдавались сборщику. Он отвозил копилки в кагал, где их разбивали и делили содержимое на всех, кто нуждался. Но, если сборщик почему-то не появлялся на пороге, наполненная копилка помещалась под защиту матушки Земли – опять образовывался клад.
Где искать клад?
Чтобы нежеланные гости вдруг не отыскали накопленное золото или серебро, наши предки придумали немало способов, как надёжнее спрятать свой домашний клад.
Место под печкой.
Если дом загорался, печь служила насыпным сейфом. Основой современных сейфов является замок со сложным шифром. Но тогда главным были толстые стенки, ведь защищать нажитое нужно было от огня. В нумизматическом музее города Гродно хранятся монеты, которые давным-давно кто-то положил не под печь, а в неё, поэтому экспонат и состоит из расплавленных и соединённых сбережений. Вывод: храните деньги правильно.
2. Хлев.
Очень хорошим способом хранения в давние времена считался… хлев с животными. Виктор Иванович утверждает, что лучшими сторожами в те времена были гуси. Незнакомый посетитель хлева сразу рассекречивался таким громким гоготанием птиц, что ни одна сигнализация соседа в три часа ночи с этим не сравнится! Так что гуси спасли не только Рим, но и не один семейный капитал.
3. Конюшня.
Животными-сторожами могли служить и лошади. Дело в том, что лошадь поили часто, поэтому строили конюшню ближе к колодцу или ручейку, что находится в низине, там же, в конюшне, закапывали клад.
– А вот на мельницах искать клады не стоит. С мельником почти всегда рассчитывались натуральным продуктом – зерном. Поэтому ничего крупного и стоящего кладоискатель там не найдёт, – уверен гродненский коллекционер.
Вывод: места нахождения кладов идут с вершин до самых низов. Сначала в доме, который располагался на холме, чуть ниже – в хлеву с животными, ещё ниже – рядом с водными источниками, в конюшне. Прятались запасы обычно сразу в нескольких местах, на нескольких уровнях. Поэтому, если кто-то находит клад, говорят: «Не останавливайся на полпути, рядом обязательно найдётся что-то ещё».
Истории гродненских кладов
– Когда у вас пятеро детей, вы никогда не скажете, какой из них любимый. Про одного расскажете, другой обидится, – улыбается Виктор Иванович. – Так и с кладами, все разных периодов, все с разными историями, рассказывать о каком-то одном просто не имеет смысла.
Поэтому расскажем о нескольких кладах, найденных на территории Гродненщины.
Деревня Княжеводцы
Клад в Княжеводцах, деревне на берегу Немана, нашёлся летом 1953 года. Георгий Пронько на тот момент только окончил школу. Впереди его ждала служба в армии. Отец сказал Георгию: «Осенью тебя заберут, а пока будешь пасти стадо». Одним утром будущий солдат сидел на крутом берегу реки, коровы паслись неподалёку. Вдруг Георгий заметил: на берегу из земли торчит ручка от кувшина. Попытался стукнуть по нему палкой. После второго раза удалось попасть, горшочек разбился, и из него высыпались монеты. Обладатель внезапного клада рассказывал: «Набрал полные карманы монет, пошёл к отцу, рассказал обо всём случившемся, через некоторое время набежали соседи, пришлось что-то подарить». Потом Георгия посетили и сотрудники музея. Всё, что осталось от найденного клада, – 399 монет. Теперь на выставке в Новом замке увидеть клад может любой желающий.
Деревня Зачепичи
В 1956 году в деревне Зачепичи один из жителей Иван Петрович Ивашевич на приусадебном участке решил посадить дерево. Через некоторое время принёс с собой глиняный горшок с отбитым верхом. Дочь Ивана Петровича вспоминала: «Папа забегает в дом и кричит, что нашёл мне приданое». Горшок был почти полон монет. По словам дочери, сотрудники музея ни во что не оценили находку, но забрали её, ничего не заплатив. В музее хранятся 2796 монет из этого клада.
Деревня Ровки
В один из майских дней 1982 года местный житель Леонид Шостак пахал землю, чтобы посадить картофель. Взял в помощники маму Анну Матвеевну и ещё двух соседок Пелагею Ивановну Горошко и Валентину Степановну Мышко. Распахав несколько борозд, плуг задел что-то твёрдое. И тут внимательная соседка кричит: «Лёня, грошы!». В этот день картошку уже не сажали, а все дружно делили клад. Вся деревня гудела о том, что «Шостак нашёл скарб». Сначала позвонили в милицию в Скидель, но там сказали, что Ровки к ним не относятся. Позвонили в Мосты, там им ответили, что бензина нет и ехать далеко. Но, как только речь зашла о кладе, всё необходимое мигом нашлось. Клады действительно полны магии. По словам очевидцев, приехал инспектор милиции Саламайко, принял более тысячи найденных монет, ссыпав их в литровую банку. Был поздний вечер, и из трёх соседок, хранивших клад, сотрудник милиции заглянул только к двум, а третьей попросил передать, чтобы та отвезла свои монеты в музей. Из многотысячного клада всего в музей поступили 1879 монет.
Деревня Ликовка
Картошка поистине второй хлеб белорусов. Не раз хозяин участка шёл убирать урожай и находил самый настоящий клад. Эта история из того же разряда. После того как процесс копания закончился, хозяин на приусадебном участке решил выкопать яму для хранения картошки. Яма углублялась – и вдруг горшок. В нём были медные монеты, почти девять тысяч, а сверху – закрученные в холщовую ткань серебряные.
Деревня Минчики
В этот клад входят гетманская булава и серебряный кубок со вставками из монет и драгоценных камней граната, аметиста и бирюзы. Вещи XIX века принадлежали адъютанту Тадеуша Костюшко Юлиану Немцевичу. Клад нашли белорусские пограничники недалеко от заставы. Сегодня вы можете увидеть его на выставке в Новом замке.
Последний найденный клад
Накануне того, как была обнаружена драгоценная находка, его будущий владелец случайно наткнулся на фильм «По следам апостолов», который снимался в здании общежития напротив медицинского института… Через некоторое время именно в этом здании нашли клад. Владелец отмечает: «Клад прятался в очень укромном месте, поэтому, даже если до нас там побывал не один кладоискатель, ему сокровища вряд ли встретились бы. Клад нашёлся, когда разбирали крышу, на краешке доски, которая входила в стену».
Суеверия кладоискателей
Больше всего кладоискателей пугают… мёртвые кошки или ёжики. Если по дороге к сокровищам встретится убитое животное, можно сразу разворачиваться и ехать обратно: сегодня клад не покажется на глаза людям.
– Представим: кто-то сообщил, что когда-то возле деревни нашли клад. Подъезжаешь к нужному месту, а там стоит крест. Присматриваешься: православный. Это значит, клад был, но всё до последней монеты растащили, променяли и прогуляли. Но местные жители в деталях расскажут, из чего он состоял и где именно его нашли, – вспоминает о профессиональном суеверии Виктор Какареко.
По-другому дело обстоит с католическими крестами на пути кладоискателей. Если горшочек с монетами где-то в деревенской земле и был найден, то католики ни слова об этом не проговорятся. «Ничего нет», «никогда не слышали», «ничего не находили» – таких ответов жди от жителей селения с католическим крестом у дороги.
Люди прятали клад не для того, чтобы кто-то нашёл, а, наоборот, чтобы ни один меркантильный сосед не подумал на то место, где зарыты сокровища. Поэтому помощи просили у потусторонних сил, Бога или святых духов. Чтобы не навлечь на себя беду, опытный кладоискатель должен знать, что земля уже чистая…
– В одном журнале писали, что предполагаемое место клада нужно очертить острым ножом, поставить свечи по сторонам света и попросить, чтобы евангелисты сняли заклятие с клада, при этом пообещать, что пожертвуешь на какой-либо храм. Мне такого делать не приходилось, так как я обследовал места, где клады уже были когда-то найдены, – рассказывает тайну снятия защиты Виктор Иванович.
«Хтосьці хавае, хтосьці знаходзіць…»
А вы знаете, что раньше зарывать клады в землю было неугодным Богу делом? Но люди искали, копали и находили. А нам в XXI веке остаётся только смотреть и слушать о том, что, где и как прятали наши предки. Выставка кладов «Хтосьці хавае, хтосьці знаходзіць» проходит с 5 июля до осени в Сенаторском зале историко-археологического музея в Новом замке. Десятки кладов демонстрируются гродненцам в своих исторических образах. Приоритетное направление – монеты XVI – XVIII веков. Но это далеко не всё, что прячет в себе белорусская земля. Что именно? Это вам расскажут на выставке кладов.
Напоследок истинный кладоискатель Виктор Какареко рассказывает анекдот:
– Ковбой скачет по прериям, а лошадь говорит ему: «Слушай, я знаю, где клад, вот стой и копай». Он слез, копает-копает-копает, но, видимо, вышла ошибочка. Сел и скачет дальше в прериях. Лошадь ему: «Стой, вот здесь, точно тебе говорю». Ковбой: «Да иди ты, опять обманешь, буду полдня копать». Лошадь: «Копай здесь, говорю». Копает-копает – бах, клад! А лошадь: «Ну ничего себе!»
Так и в жизни: кто знает, где прячутся сокровища? Главное – пробовать, искать и находить по-настоящему ценные клады.