Можно ли в Эстонии искать клады и что делать, если нашел клад??!
Share This Article
Эстония — вполне подходящая страна для поиска кладов. Кого тут только не было — в разное время страну навещали и шведы, и датчане, и русские. Не говоря уже об обширной торговле — Таллинн издревле считался важным торговым городом, а из столицы ценные заморские грузы и деньги отправлялись дальше. Что-то оседало в глубинке, причем в прямом смысле этого слова — монетки легко могли выкатиться и затеряться в придорожной грязи. И сейчас, например, искатели время от времени поднимают на поверхность даже арабские дирхамы, пишет „МК-Эстония”.
Кладом может стать все — например, черепки керамической миски, еще лет 400 назад не представлявшей никакой ценности для средневековой домохозяйки, сейчас вдруг становятся уникальными артефактами, свидетелями давно минувших времен. Украшения, которые давно истлевшая в могиле красавица надевала, отправляясь на пиры, становятся уникальными археологическими находками, которые выставляют в музее, на стенде с сигнализацией.
Частенько (если в понятии кладоискательства можно употребить это слово) находят клады времен викингов. Как поясняет искатель-любитель Павел Мальм, викинги эти клады делали не с целью спрятать денег и позже вернуться, а в качестве жертвоприношения — умилостивить богов.
Ну а любой мало-мальски зажиточный крестьянин считал святым долгом собирать деньги в кубышку и прятать ее возле дома — на черный день. Кстати, многие такие схроны находят именно неподалеку от старых домов. Иногда обнаруживают вещи сразу нескольких эпох.
”Это не удивительно, — рассказывает искатель-любитель Павел Мальм. — Ведь частенько на одном и том же месте люди жили поколениями, поэтому находить вещи разных периодов на этих территориях вполне закономерно”.
Регулярно единичные монеты, а то и целые коллекции находят на старых полях и дорогах — в поле случайно могла укатиться, на дороге работало старое правило: что с возу упало, то пропало. И сейчас иногда попадается уже нам.
Металлоискатель и лопата
Отправиться на поиски клада может каждый. Правда, повезет отнюдь не всем. Фортуна — дама капризная, и прежде, чем приступить к поискам, нужно точно знать, где искать. Если вы не профессионал, лучше пройти специальные курсы — профи расскажут много интересного, в том числе и то, где и как у нас можно искать — просто так с металлоискателем на поиски сокровищ отправляться запрещено. Хотя его не запрещено использовать при выполнении рабочих заданий — частенько с ним работают, например, полицейские или саперы.
”На курсах рассматривается достаточно широкий спектр вопросов, — рассказывает Дмитрий Шутов, член правления поисково-краеведческого клуба ”Камерад”. — В том числе и серьезный вопрос об определении культурной ценности находки. К примеру, такой находкой может быть не только представляющий некую материальную ценность предмет, но также обломки керамики, свидетельствующие о возможном поселении каменного века и требующие дополнительного исследования, как и само место обнаружения. Важным понятием является культурный слой в целом. Ведь единичный предмет, извлеченный из культурного слоя, может сделать невозможным датировку оставшихся в этом слое предметов. Это все очень непросто и требует навыков”.
Старший инспектор отдела археологии Департамента охраны старины Неле Кангерт отмечает, что для поиска культурных ценностей с металлоискателем, кроме необходимости пройти курс обучения, нужно также и разрешение от их ведомства.
”Разрешение на поиски действует один год, а затем его владелец должен предоставить нам отчет, — поясняет Кангерт. — На основании этих отчетов мы либо продлеваем разрешение, либо нет. Кроме того, если поиск планируется на частной территории, необходимо разрешение владельца территории”.
Что касается поиска с металлоискателем, тут есть сложности. Закон четко оговаривает, что пользоваться им в поиске археологических ценностей может только аттестованный человек. Но иногда уникальные находки совершают те, кто вовсе не преследовал цели найти что-то редкое — для поиска других предметов использование детектора не запрещено.
”Это спорный момент, который пока еще не решен, — отмечает Шутов. — Но в любом случае ко всему вышесказанному есть важное дополнение: у человека, решившего заняться поисками памятников старины, не должно быть действующих наказаний в связи с нарушением Закона об охране памятников старины”.
Догадайся с трех раз
Если в каком-то месте вам повезло, и вы нашли не единичные осколки или монетки, а целый клад — с кучей монет, драгоценностей, украшений и прочего, — нужно будет пройти специальную процедуру оформления (об этом чуть ниже). Но, кроме того, место находки будет картографировано — нанесено на специальную карту заповедных мест страны (не путать с заповедниками, тут речь идет о культурных ценностях и археологических находках), и, скорее всего, если речь идет о действительно серьезной находке, доступ на эту территорию любителям будет перекрыт.
Например, год назад исследователь-любитель Дмитрий Куракин обнаружил на территории Йыхвиской волости клад времен Ливонской войны — Департамент охраны старины тут же начал процедуру, чтобы сделать эту территорию охраняемой как место поселения позднего Средневековья.
С каждым годом таких мест становится все больше. Но для поиска еще есть возможности — и их ведь находят. В апреле этого года члены клуба ”Камерад” обнаружили в волости Сымеру в Ляэне-Вирумаа 51 монету, относящуюся к римскому периоду и позднему железному веку. Как отмечают специалисты, это самый крупный обнаруженный в Эстонии клад монет этой эпохи.
Но любителям крайне сложно сходу определить ценность находки — например, если речь идет о единичных монетах, то они иногда облеплены грязью и истерты так, что непрофессионал, скорее всего, примет ее за непонятный кусок невесть чего и отшвырнет за ненадобностью. Тогда как истинный коллекционер мимо не прошел бы.
Но если вдруг вам повезло и вы наткнулись на самый настоящий клад, не пытайтесь извлекать его самостоятельно.
”Такие находки автоматически становятся собственностью государства, — говорит Неле Кангерт из Департамента охраны старины. — И вы должны незамедлительно сообщить о них. Более того, место находки ни в коем случае нельзя раскапывать дальше, чтобы не повредить культурный слой — дождитесь специалистов. Найденное будет оценено экспертами, которые определят его дальнейшую судьбу”.
Однако чаще всего находки возвращаются искателям — после ряда исследований становится ясно, что нет смысла хранить их для будущих поколений. Поэтому иногда бывает достаточно просто сфотографировать предмет и задокументировать находку. Но тут нужно точно знать, что именно вы нашли. Поэтому неспециалисту лучше на всякий случай проконсультироваться с учеными.
Ценится все, что относится к периоду Средневековья и старше — такие находки нужно сдавать государству.
”Никого не удивляют монеты царского времени, — говорит искатель-любитель Павел Мальм. — Но, например, если вам попадутся предметы или деньги эпохи викингов или, например, арабские дирхамы (а это тоже бывает), вы обязаны сдать находку государству. Специалисты оценят предметы, назначат премию. То, что государством не будет оценено, всегда можно продать или обменять на специальных аукционах — есть масса площадок, где собираются тысячи коллекционеров”.
Деньги-деньги-деньги
Ну а мы вернемся к кладам. Точнее, к одному из самых приятных моментов — вознаграждению. Вот вы нашли клад, государство оценило старания и готовится вручить премию — в случае действительно ценной находки нашедшему полагается вознаграждение.
”Нет какой-то фиксированной ставки, — говорит специалист Департамента охраны старины. — Все зависит от ряда факторов: было ли разрешение на поиск у человека, как он вел раскопки, когда известил, какова ценность находки и пр. Затем специалисты дают экспертную оценку и назначается выплата. В прошлом году на премии государство выделило 100 000 евро”.
Кстати, вознаграждение бывает не всегда. Так, например, если вы нашли что-то на уже картографированной территории, премии не будет. (Тут стоит отметить, что на охраняемых территориях любой поиск, даже при наличии всех разрешений, запрещен.)
Правда, иногда это не останавливает, потому что кроме аттестованных поисковиков имеются и ”черные копатели”. Они нелегально выходят на поиски добычи и о своих находках громко не кричат, стараясь сбыть найденное на черном рынке. Тема эта довольно скользкая.
”Стоит понимать, что обнаружив и сокрыв находку, имеющую культурную ценность, нашедший подвергает себя огромному риску, — говорит Дмитрий Шутов из поисково-краеведческого клуба ”Камерад”.. — Находки и информация должны попадать в руки ученых, чтобы происходило взаимодействие и наша общая история обретала все новые интересные страницы”.
Но иногда деньги застят все, так что бывает всякое.
”Порой люди с металлодетекторами находят разные вещи, даже не преследуя цели найти что-то ценное, — рассказывает Неле Кангерт. — Наши специалисты взвешивают все обстоятельства, при которых была сделана находка. Главное — сообщите нам о ней, ведь вещи могут быть действительно уникальными! Самое ужасное, когда это все делается в тайне и отправляется на черный рынок. Если мы фиксируем подобное, начинается криминальное делопроизводство. Если вы используете металлодетектор для поисков имеющих культурную ценность предметов, возможен денежный штраф”.
Золото, бриллианты
Правда, бывает так, что кладоискателем становишься поневоле — на пляже частенько теряются то кольца, то цепочки, то ключи. В поисках просеивается не один килограмм песка, иногда искателям везет, и пропавшее находится. А иногда пропавшее находят другие — случайно.
И вот тут наступает момент юридического нюанса. Дело в том, что понятия находки и клада — очень разные.
”Кладом считаются зарытые в земле или сокрытые иным способом деньги или ценные предметы, например, драгоценные камни, жемчуг или драгоценные металлы, собственник которых не может быть установлен”, — цитирует закон юрист бюро Progressor Данил Липатов.
А вот находкой считается как раз то, что иногда можно случайно выудить на пляже — какие-то цепочки, часы, ключи и прочее.
”В случае, если найдена потерянная вещь, нужно сообщить об этом либо собственнику вещи, либо, если владельца не найти, — в полицию, — комментирует юрист. — Но только в том случае, если стоимость находки превышает 50 евро”.