Из истории кладов Глубоччины (Беларусь)
Share This Article
Как говорят, кому-то, за жизнь и пуговицу чужую найти не приходилось, а на кого-то золото постоянно дождём сыпалось. Вот и жителям не большого городка Глубокое в Беларуси «сыпались» находках, которые в разные годы не давали спокойно спать горожанам.
По статистике Беларусь – одна из стран — лидеров по количеству извлечённых из земли кладов. Среди наиболее известных находок – 7 тысяч ювелирных изделий, найденных в 1957 году возле деревни Дегтяны Копыльского района Минской области; более 7,5 тысячи дирхамов Арабского халифата, которые откопали в 1973 году недалеко от деревни Козьянки Полоцкого района Витебской области, клад найденный при прокладке теплотрассы в Минске, экскаватор зацепил серебряный подсвечник, который рабочие сначала приняли за снаряд и вызвали сапёров. Снаряда не нашли, зато откопали 13 килограммов серебра – 547 предметов: монеты и награды Российской империи конца XIX — начала XX столетий, а также различную декоративную сервировку. При прокладке метро, так же нашли были клад, подняли из земли 13 золотых 5-рублёвок 900-й пробы времён Николая II, ну а про клад Наполеона вообще столько легенд, а может он и на самом деле есть…
Горовлянский клад
В 1965 году возле деревни Горовляне Глубокского района клад нашёл археолог, научный сотрудник Института АН БССР Георгий Штыхов. В откопанном им котелке было более 200 серебряных предметов, в основном арабские монеты X столетия. Кроме того, в тайнике находились шейная гривна, браслет, перстень, несколько десятков позолоченных ожерелий. Клад был передан в Национальный музей Беларуси.
Люди гибнут за металл
В начале 80-х годов XX столетия в центре Глубокого началась реконструкция. Снесли бывшую детскую музыкальную школу — двухэтажную постройку из добротного красного кирпича, столы мини-рынка, известного в народе как «Хитрушка». Когда подводили подземные коммуникации к зданию нового универмага, нашли клад.
Мальчику Вите (сегодня он офицер правоохранительных органов) тогда было 13 лет. Его дядя Стась работал в то время в ПМК облпотребсоюза. От него мальчик слышал рассказ об экскаваторщике, который, подняв ковш грунта, увидел «какие-то жёлтые блестящие кругляшки», похожие на советские копейки, — они дождём посыпались в песок. Никто не знал, сколько тех «блёсток» осело в карманах рабочего, потому что на следующий день тот уволился с работы и уехал из Глубокого. Дядька Стась признался племяннику, что он и сам «тогда хорошо потрудился с лопатой». Вырыл бутылку, запечатанную сургучом, спрятал за пазуху и поспешил домой. Когда разбил её, увидел пачку бумажных «катеринок» — совершенно бесполезные на тот момент деньги. А некоторые находили серебряные ложки и вилки…
Предусмотрительно взяв с собой строительное сито, сбегал на место «раскопок» и школьник Витя. Но «золотой прииск» уже был оцеплен милицией. А дома, узнав об этом походе, отец «угостил» сына ремнём: мужчина знал, что за незаконные операции с драгоценными металлами можно было получить тюремный срок.
— В то время на всё Глубокое был один металлодетектор, который мог «учуять» золото, и он находился в отделе милиции, — рассказывает ещё один свидетель тех событий. Кто что тогда нашёл – тайна. Только все знали, что клад был и что его никто государству не сдал.
Прошло время. Слухи улеглись. Люди успокоились. И вдруг неожиданная новость снова всколыхнула райцентр: на Кавказе при попытке сбыть золотые монеты скупщикам был задержан участковый из Глубокого. Расстояние не помогло ему спрятаться от правосудия.
— Когда он вернулся из тюрьмы, некоторое время прислуживал в храме, а после уехал в Литву. Говорят, стал священником. Не принесло золото счастья человеку, — закончил рассказ мой собеседник.
«Золотой» автомобиль
Через пять лет сенсационная новость снова облетела Глубокое: найден ещё один клад. Счастливчик сдал его государству и на законно полученное вознаграждение купил автомобиль.
— Во дворе старого универмага, где теперь магазин «Элис», в 80-е годы в подвальных помещениях находились фильмосклады, а ещё раньше на этом месте были еврейские мастерские и лавки. Однажды работники райпотребсоюза вырыли траншею под водопровод и не засыпали её. Киномеханики вынуждены были таскать тяжёлые бобины с фильмами к машине, преодолевая эту траншею, — рассказала бывший директор киновидеосети Анна ДЕВЯТОВСКАЯ. — Я отправила своего работника Виктора Побединского, чтобы он её закопал. Он нехотя взял лопату и пошёл. Копнул несколько раз — и прямо возле угла склада нашёл стеклянную, как из-под кофе, банку с золотыми монетами. Видно, когда-то хозяин припрятал заработанные деньги на «чёрный день». Виктор сдал клад и получил положенные ему 25% — около 29 тысяч советских рублей. Тогда легковых автомобилей в свободной продаже не было, и он поехал в Полоцк, купил подержанный «Москвич» оранжевого цвета. Говорил, что и на жизнь ещё осталось.
Нам чужого не надо
5 октября прошлого года бригада рабочих жилищно-коммунального хозяйства проводила в Глубоком по соседству с управлением сельского хозяйства земляные работы. С очередным ковшом грунта экскаваторщик Сергей Мартинович поднял на поверхность котелок с 299 серебряными и никелевыми монетами разного номинала. Узнав о кладе, в Глубокое съехались телевизионщики. Попросили Сергея Александровича «ради кадра» копнуть раз-другой лопатой. Тот копнул — и нашёл трёхсотую монету. Ещё одна «подушка безопасности», возможно, спрятанная хозяином в 1939 году, когда в городе поменялась власть, выставлена сейчас для обозрения в историко-этнографическом музее. А вот вознаграждения в размере четверти стоимости клада, как в советское время, Сергею Мартиновичу не выплатили. Если бы мужчина нашёл клад на собственном огороде – тогда другое дело, а поскольку он выполнял рабочие обязанности на земле, принадлежащей городскому хозяйству, — награда не полагается.
— Если бы дали деньги, подарок на свадьбу племяннице купил бы, она как раз в конце октября замуж выходила. Не дали – ещё лучше: чужие, легко полученные деньги счастья не приносят, — уверен мужчина. – Мы же не знаем, какие они: может, краденые, может, кровавые, может, проклятые. Самый ценный клад – семья: жена и двое сыновей – у меня есть. Живём, работаем, крыша над головой есть, стол не пустой, и хорошо.
Официально, если нашел клад, что делать?
Что делать, если, например, копая колодец, погреб или сажая картошку, вы найдёте на своём участке «золотую жилу»? Не вздумайте прятать находку. Распоряжаться кладом нужно умно и только в рамках закона.
Клад в течение двух дней нужно сдать представителям органам власти (в деревнях – в местные исполкомы) и получить справку о его приёме. Затем клад направят для проведения научной экспертизы, которая может продолжаться до трёх месяцев. Оценка находки производится не по стоимости металла, а по нумизматической ценности монет. Только после проведения всех необходимых процедур счастливчик получит вознаграждение. Выплаты за клады регламентируются Гражданским кодексом Республики Беларусь.
Помните, что за присвоение клада предусмотрена административная ответственность, а в особо крупных размерах — согласно статье 223 Уголовного кодекса «Нарушение правил о сделках с драгоценными металлами и камнями» можно получить от 5 до 12 лет тюремного заключения с конфискацией имущества.
Галина СУТУЛА
//aif.by