Галлоуэйский клад украшений
Share This Article
Ученые из Университета Уэльса сообщили первые результаты исследований Галлоуэйского клада, найденного в 2014 году на юго-западе Шотландии. Они оказались неожиданными. Хотя считается, что эти сокровища были закопаны викингами, записанное рунами имя на одном из серебряных браслетов оказалось не скандинавским, а англосаксонским. Параллельно с научной историей развивается юридическая – после передачи клада в музей за него было выплачено вознаграждение, но владелец земельного участка денег так и не получил.
Клад нашел археолог-любитель Дерек Макленнан, когда обследовал при помощи металлоискателя поле у городка Касл-Даглас. Когда Макленнан сообщил о находке серебряного слитка, на место прибыл профессиональный археолог Эндрю Николсон, который извлек из почвы несколько слитков, браслетов и серебряный крест с эмалью. Казалось, всё уже найдено, но Дерек решил проверить яму своим металлоискателем и обнаружил, что чуть ниже есть второй слой закопанных сокровищ. Раскопки продолжились и в руки археологов попали новые предметы, включая серебряный сосуд с крышкой.
Всего в Галлоуэйском кладе более сотни отдельных предметов. Когда археологи открыли серебряный сосуд, в нем оказалось много мелких вещей: бусины из стекла и горного хрусталя, мощевики, серебряная пятиугольная брошь, пять брошек в форме диска. Было там и несколько эстелей (æstel) – приспособлений, использовавшихся в раннем средневековье в качестве своего рода указок при чтении книг. Эстели были украшены драгоценными камнями.
Происхождение найденных артефактов было различным. Серебряные браслеты были сделаны в Ирландии, резные бусины – скандинавской работы, дисковидные броши – англосаксонские, сосуд с крышкой – континентального происхождения, возможно, из каролингской Франции, а небольшой сосуд из горного хрусталя был сделан на Ближнем Востоке. Особое внимание привлекли золотая булавка, украшенная изображением птицы, и резная серебряная брошь. Судя по серебряному кресту с изображениями четырех евангелистов, клад был закопан в IX или X веке. Сосуд с крышкой как минимум на сотню лет старше клада, так что археологи сочли, что он долгое время служил семейной реликвией и передавался из поколения в поколения, пока не был зарыт вместе с остальными ценностями. Клад сразу связали с викингами и объявили самым богатым скандинавским кладом, найденным в Шотландии с 1891 года.
Юридическая судьба клада определялась шотландским законом о найденных сокровищах. Как и в законе, действующем в Англии, государственные музеи имеют преимущественное право покупки предметов, имеющих историческую ценность. Отличие состоит в том, что в Англии стоимость клада делится пополам между находчиком и владельцем земельного участка, а в Шотландии эти две стороны должны договориться между собой о распределении этой суммы (как правило, они тоже делят ее поровну). В данном случае в этих ролях выступали Дерек Макленнан и Церковь Шотландии, так как земельный участок находится в ее собственности.
Независимые эксперты в 2017 году оценили Галлоуэйский клад в 1,98 миллиона фунтов стерлингов. Национальные музеи Шотландии открыли сбор пожертвований и собрали нужную сумму, так что клад поступил в собственность Национального музея в Эдинбурге, где к тому времени уже несколько лет реставрировался и изучался. Власти и общественность шотландского округа Дамфрис и Галлоуэй, где клад был найден, попытались добиться, чтобы сокровища остались на территории округа, но в итоге эдинбургский музей победил, так как мог предоставить подходящие условия для реставрации и хранения древних предметов, в особенности органических материалов (помимо изделий из стекла и металла были найдены фрагменты древесины и ткани, в которую был завернут сосуд).
Деньги были выплачены, Галлоуэйский клад уже в музее, но с финансами вышла некрасивая история. Церковь Шотландии утверждает, что в 2017 году она достигла соглашения с Дереком Макленнаном о разделе суммы в 1,98 миллиона пополам. Однако с тех пор представители церкви не только не получили ни пенса из своей доли, но и не смогли связаться с Дереком ни по телефону, ни по электронной почте, ни даже нанеся визит к нему домой. Сейчас церковь подала судебный иск о взыскании своей доли вознаграждения.
Тем временем, ученые продолжают исследовать клад и, как мы уже говорили в начале, прочитали руническую надпись на одном из серебряных браслетов. По словам Дэвида Парсонса из Университета Уэльса там написано имя Ecgbeorht, древний вариант имени Egbert – имени отнюдь не скандинавского, а древнеанглийского.
«На пяти серебряных браслетах были процарапаны рунические надписи, которые могли выполнять функцию ярлыков, обозначающих различные части клада, возможно, фиксируя имена людей, которые владели ими и закопали их. Браслеты такого типа чаще всего связаны с викингскими находками вокруг побережья Ирландского моря. Тем не менее, эти руны не относятся к знакомой скандинавской разновидности, типичной для этого периода на близлежащем острове Мэн, а имеют характерный англосаксонский тип. И хотя некоторые из надписей являются сокращенными и трудно читаемыми, одна из них совершенно ясна: она гласит: Экгборхт, то есть Эгберт, распространенное в то время и исключительно англосаксонское мужское имя», – рассказывает Парсонс.
Ученые предупреждают, что из обнаружения англосаксонского имени нельзя делать вывод, что Галлоуэйский клад закопали англосаксы. Правильнее было бы сказать, что англосакс владел предметом, вошедшим в состав клада, до того, как клад был закопан. Но находка лишний раз заставляет обратить внимание на сложную этническую картину в области Галлоуэй в IX – X веках.
В VIII веке Галлоуэй входил в сферу влияния англосаксонского королевства Нортумбрия, а ирландские хроники называют его «саксонским побережьем» даже в IX веке. Безусловно там жили и носители гэльского языка. А с конца VIII века этим места, как и вся Англия, стали целью походов викингов из Норвегии и Дании. Довольно быстро скандинавы начали захватывать территории и селиться там на постоянной основе. В Шотландии возникло Королевство Островов, занимавшее Гербидские острова и остров Мэн, что совсем рядом с Галлоуэем.
Населения Королевства Островов было смешанным гэльско-скандинавским. В гэльских источниках того времени его жителей часто называют Gall-Goídil, Gall-Ghaeil, Gall-Ghàidheil «чужеземные гэлы» (под чужеземцами в ту эпоху стандартно подразумевали скандинавов). К скандинавским предкам возводится происхождение нескольких шотландских кланов, например, Маклаудов (Mac Leòid от скандинавского имени Ljótr) или Мак-Олеев (Mac Amhlaibh – от имени Óláf).
Хотя владения лордов Галлоуэя обычно не относят к числу скандинавских территории в Шотландии, для него в IX – XI веках тоже было характерно гэльско-скандинавское население. Само название этой области происходит от гэльского выражения i nGall Gaidhealaib «среди чужеземных гэлов». Топонимы Галлоуэя того времени бывают как гэльского, так и скандинавского, и англосаксонского происхождения. Получается, что в этой области бок о бок жили представители трех народов, что и отразилось в Галлоуэйском кладе.
Сейчас над предметами из Галлоуэйского клада продолжают работать реставраторы. В будущем году планируется выставить их поочередно в четырех музеях Шотландии, начиная с Национального музея Эдинбурга в мае.